Газовый кризис 2024-25 годов не первый для Молдовы. Мы накопили опыт выживания, который стоит вспомнить. Первая серия посвящена газовому кризису 1992 года, проходившего на фоне событий на Днестре.

Что это было за время? После развала Советского Союза новые независимые государства учились жить самостоятельно, планировать объемы закупок, платить по счетам, согласно новым тарифам, а они повышались по нескольку раз за год. Молдова переходила к обособленному существованию от страны, где все решается централизованно, где есть Госплан, а теперь сами-сами.

Кстати, что почем было тогда? Итак, на 20 апреля 1992 года плата за газ с одного человека в месяц составляла 2,8 рубля, при отсутствии горячей воды — 4,2 рубля, при газовой колонке в квартире или доме — 6,95 + 1,65 за 1 м2 жилой площади, если жилище отапливается газовым котлом.

О газовых счетчиках речь еще не шла. С 1 июня последовало повышение цен на сжиженный и природный газ в баллонах. На руки полагался один баллон на год, но можно было купить дополнительные по рыночной, тоже фиксированной цене — 203 вместо 164 рублей.

10 июня 1992 года республиканское производственное объединение “Молдовагаз” получило телеграмму №17 от начальника Тираспольского линейного производственного управления ПО “Прикарпаттрансгаз” В. Панькова: “В связи с развернувшимися широкомасштабными боевыми действиями в охранной зоне магистрального газопровода Одесса-Кишинев в районе Бендеры-Варница, во избежание повреждения газораспределительной станции и взрыва газопровода, находящегося под давлением, во исполнением распоряжения чрезвычайной комиссии ПМР, возникла необходимость  отключения участка газопровода Тирасполь-Григориополь-Дубоссары. Во избежание выхода из строя оборудования газораспределительных станций Григориополь, Дубоссары, Бендеры, Варница, Нистру, Маяк, Новые Анены, Флорены, Криуляны, Кишинев, Оргеев, Резина, Рыбница. Считаем необходимым автономное отключение вышеперечисленных газораспределительных станций” (газета «Вечерний Кишинев», 23 июня 1992, №102 (8141), рубрика «Вокруг фактов»).

Была попытка переподать газ на Кишинев из магистрального газопровода Ямбург-Черновцы, но подача была отключена. На какой срок отключили газ, никто не знал. 

Панику вызвало не столько отключение газа, сколько перспектива исчезновения в домах света. Многие временно перешли на электрические плиты, прекращение электроснабжения завело бы ситуацию в тупик. Вот тогда во дворах и начали появляться резервные самодельные печки. Газеты одна за другой размещали успокоительные материалы: “Газа нет, но свет будет”, ссылаясь на заверения чиновников. Из-за конфликта встал вопрос: продолжит ли снабжение правого берега Молдавская ГРЭС, находящаяся на левом берегу Днестра? Кто и как будет восстанавливать поврежденные электролинии? Продумывался дублирующий вариант обеспечения электроэнергией. Начальник управления энергетики министерства промышленности и энергетики РМ В. И. Ботезату прокомментировал ситуацию так: “Схематично это выглядит так: основная электролиния в 330 КВт идет от Молдавской ГРЭС. Если ее отключат, то будем обходиться силами Кишиневского энергоузла с помощью ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. К сожалению, бельцкая ТЭЦ работает на газе. С Украины, Днестровской ГРЭС идет электролиния в 330 КВт. Она обеспечит электроэнергией север и центр Молдовы, в том числе, Кишинев. Кроме этой линии есть связи с Украиной по 110 КВт, она снабжает северную часть Молдовы. Есть еще две линии в 110 КВт, по которым можем получать электроэнергию из Румынии (Костешты-Стынка, Чоарэ, Хушь)… В экстремальной ситуации надо будет останавливать промышленные предприятия, чтобы обеспечить электричеством население. Проанализировав, ситуацию, мы разработали план включения особых режимов и думаем, что он надежен — будет хлеб, вода, конечно же, поддержим сельское хозяйство” (газета «Независимая Молдова», 25 июня 1992 года, статья «Газа нет, но свет будет»).

Так что опыт преодоления энергетических кризисов у Молдовы уже есть. Никакого новаторства в 2024 и 2025 годах не случилось. Нынешнему правительству нужно было бы обратиться к ветеранам энергетики, те подсказали бы что и как делать. Отличие в том, что сейчас уже нет промышленных гигантов, чтобы их останавливать да и в сельском хозяйстве помогать тоже особо некому, а вот вопросы обеспечения хлебом сейчас остро почему-то не стоят. Например, в 2024 году правительство не внесло в список жизненно важных предприятий производителей хлеба. Ну хоть о подаче воды озаботились — будем сидеть на воде. 

Возобновление поставок газа в 1992 году стало результатом мирного завершения событий на Днестре. Хронология переговоров такова. 3 июля в Москве состоялась встреча президентов Молдовы и России Мирчи Снегура и Бориса Ельцина. 7 июля при посредничестве полномочных представителей президента России начались переговоры уже на территории Молдовы. 8 июля делегация Молдовы отправилась в Хельсинки на совещание стран-участниц СБСЕ. Делегацию возглавлял Мирча Снегур. Была достигнута трехсторонняя договоренность о прекращении огня. По возвращении в аэропорту молдавским журналистам Снегур сообщил: “Железнодорожная блокада снята, поставки газа, вероятно, скоро будут возобновлены”. 21 июля 1992 года было подписано Соглашение о принципах мирного урегулирования военного конфликта на Днестре.

Так завершился первый газовый кризис в независимой Молдове.

Уже в августе, в стране, где только завершилась гражданская война, полным ходом шла подготовка к отопительному сезону. Опять поднимался вопрос о несоответствия тарифов и себестоимости. Например, затраты на производство электроэнергии за 1 КВт/час 1,73 рубля, в то время как горожане платили по 60 копеек, в селах и вовсе по 40 копеек. Еще спорили нужны или не нужны газовые счетчики и счетчики на воду, кому они будут принадлежать. Странно сейчас это звучит, но 30 лет назад мы были именно такими.

Это была первая серия о газовых кризисах в Молдове. Во второй будет рассказ о женщинах, долгах и все равно отключении газа. 

От elpahomova

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *